Основная информация
Начало строительства Веронского собора, как и многих других церквей связанно с разрушительным землетрясением 1117 г.Восстановленный храм освятил в 1187 г. папа Урбан III. Со второй половиныXV в. началась перестройка храма в готическом стиле.
Стены боковых нефов собора, как и стены всех романских городских построек, сооружены из перемежающихся слоев туфа и кирпича, а фасад и апсидная часть сооружены из туфа.
Фасад Веронского собора синтетически объединяет черты романского и готического стиля. Романский портал заключен в двойной протирон мастера Николу, спроектировавшего собор. Нижний протирон опирается на изящные витые колонны
, поставленные на грифонов. Арка портала покрыта барельефами, а в люнет помещен бесподобный раскрашенный барельеф – Дева Мария с младенцем на троне и поклонение волхвов. Даже на пилястрах порталов представлены бородатые пророки. За колонами протирона изображены паладины Карла Великого – Роланд и Оливер. Сам протирон украшают по сторонам барельефные изображения Иоанна Евангелиста и Иоанна Крестителя. Готические окна фасадов появились значительно позже.
Нижняя часть соборной колонны датируется XIII в., а средняя - XVI. В 1913 г. начались работы по достройки звонницы. Которые так и не были доведены до конца.
В интерьере к романскому и готическому стилю добавляется стиль барокко. Именно в нем выдержано несколько капеллXVIIIв. Пол вложен плитами черного и белого мрамора.
Внутреннее пространство церкви разделено на три нефа колоннами из красного веронского мрамора, над которыми возносятся готические своды. В правом нефе – «Поклонение волхвов» Либерале, которыми так восхищался Вазари. В капелле Мадзанти находится замечательная гробницы святой Агаты.
В левом нефе, в ренессансной капелле Картолари-Никесола, оформленной Якопо Сансовино, можно видеть «Вознесение» Тициана. Оно совсем не похоже на знаменитое «Вознесение», написанное 12 годами ранее для церкви Деи Фрари в Венеции. Еще Гете потрясало то, что возносящаяся Мадонна смотрит не в Небеса, а на землю, где остаются люди.
Примыкающий к храму клуатр соборного капитула, возведенный на месте раннехристианской постройки, от которой сохранились лишь фрагменты мозаик. В Музее собора хранится небольшое, но интересное собрание живописи и скульптуры.